Как пройти государственную регистрацию индивидуального предпринимателя

Регистрация ИП построена по принципу «одного окна». Это значит, что гражданин представляет документы, необходимые для его регистрации в качестве предпринимателя, а регистрирующий орган самостоятельно проводит государственную регистрацию, осуществляет постановку на налоговый учет и регистрацию во внебюджетных фондах и органах статистики.

Какие нужны документы

ФНС России утвердила методические разъяснения для налогоплательщиков по заполнению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Они содержатся в приказе от 1 ноября 2004 г. № САЭ-3-09/16@. В этом документе определены общие требования к оформлению документов, перечень лиц, имеющих право быть заявителем при госрегистрации, а также порядок заполнения заявлений и приложений.
Для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя гражданин должен представить пакет документов, в том числе:
– заявление о государственной регистрации;
– копию документа, удостоверяющего личность;
– квитанцию об оплате госпошлины.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Заявление о государственной регистрации составляется в одном экземпляре по форме Р21001. Она приведена в приложении 18 к постановлению Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439 и состоит из Титульной части, Листа А и Листа Б.
В Титульной части индивидуальный предприниматель указывает сведения о себе, которые будут внесены в ЕГРИП:
– фамилия, имя, отчество,
– дата и место рождения,
– адрес по месту жительства, телефон,
– реквизиты документа, удостоверяющего личность,
– ИНН и т.д.
На листе А указываются коды видов экономической деятельности, которыми будет заниматься физическое лицо, регистрирующееся в качестве индивидуального предпринимателя. Они берутся из Общероссийского классификатора, утвержденного постановлением Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. № 454-ст.
Классификатор ОКВЭД построен на основе европейского классификатора. Два последних знака отражают специфические российские особенности. Первые знаки кода вида экономической деятельности содержат более обобщенные, укрупненные группировки видов деятельности, последующие знаки – более конкретный вид деятельности.
Гражданин должен самостоятельно определиться с видами экономической деятельности, которыми он планирует заняться. Классификатор ОКВЭД сложный и его применение требует определенных знаний и навыков. Для правильного выбора кода вида деятельности будущему предпринимателю необходимо изучить все разделы классификатора, включая пояснения к нему.
Коды записываются в том же формате, в котором они указаны в классификаторе, – двузначными цифровыми группами с точками между ними.
Если количество видов деятельности окажется больше 10, то гражданин заполняет два Листа А, больше 20 – третий лист А и т.д. Первыми необходимо указать виды экономической деятельности, которые являются основными.
В листе Б содержатся наименования документов, которые представил предприниматель на перерегистрацию. Его заполняют регистрирующие органы (п. 5 Требований) в двух экземплярах. Один экземпляр остается в регистрационном деле предпринимателя, а второй экземпляр выдается предпринимателю (или высылается по почте). В Расписке налоговый инспектор указывает дату получения документов и ставит свою подпись.
Заявление может быть составлено на бумажном носителе или в электронном виде.

Если гражданин составляет заявление на бумажном носителе, то бланк заявления заполняется от руки печатными буквами чернилами или шариковой ручкой синего или черного цвета. Кроме того, заявление может быть заполнено и распечатано с помощью компьютерной техники.
В тех разделах или пунктах заявления, которые будущий предприниматель не заполняет, нужно поставить прочерк. Подписывается заявление самим заявителем в присутствии нотариуса, так как верность подписи должна быть нотариально засвидетельствована. Кроме того, заявитель должен указать свои паспортные данные и свой ИНН (при его наличии).
Заявление нужно прошить и пронумеровать страницы. Количество страниц подтверждается подписью заявителя на обороте последнего листа на месте прошивки.

ПРИМЕР
Михайлов Игорь Борисович, проживающий в Московской области, решил заняться розничной торговлей продуктов питания и зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.
Для этого он составил заявление по форме № Р21001.
Заявление было представлено в регистрационную палату. Игорь Борисович получил Расписку от регистрирующего органа в получении документов.

При государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляется копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является гражданином Российской Федерации).

И сразу возникает вопрос: какой документ считать основным документом физического лица? Паспорт гражданина РФ, только ли паспорт гражданина РФ? Указом Президента РФ от 13 марта 1997 г. № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина РФ на территории РФ» было определено, что основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории России, является паспорт гражданина Российской Федерации.
Обратимся к Федеральному Закону от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». В статье 10 данного закона указано, что документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.

Таким образом, получаем, что основным документом гражданина РФ можно, безусловно, считать паспорт гражданина РФ. Но могут ли еще какие-то документы выступать в таком статусе? В соответствии с Указом Президента РФ от 21 декабря 1996 г. № 1752 «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина РФ за пределами РФ» основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, являются дипломатический паспорт, служебный паспорт и паспорт моряка (удостоверение личности моряка).

В Законе № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц индивидуальных предпринимателей» не указано, какой основной документ должен представляться, так как все перечисленные документы можно считать основными, так что формально можно пробовать регистрироваться, скажем, по паспорту моряка. Однако считаем, что на практике регистрирующий орган будет придерживаться позиции, что «на территории РФ основным документом является паспорт РФ, и будьте любезны, предоставить именно его и ничто другое».
В любом случае необходимо, чтобы в представленном документе содержались следующие данные:
– адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя;
– дату и место рождения физического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации.

Если представленная копия документа, удостоверяющего личность гражданина, не содержит сведений о дате и месте его рождения, то потребуется представить еще и копию свидетельства о рождении.
Если представленная копия документа не содержит адресных данных, то придется представить подлинник или копию документа, подтверждающего эти сведения с точностью до номера дома и квартиры.


Обратите внимание: подлинность всех копий должен засвидетельствовать нотариус (п. 2 ст. 22.1 Закона № 129-ФЗ). В то же время расходов на услуги нотариуса можно избежать, если заявитель вместе с копией документов представит и их подлинники. Но для этого предпринимателю придется явиться в налоговую инспекцию лично, а не направлять документы по почте. После того, как работник налоговой инспекции сверит копию с данными подлинного документа, он вернет подлинник заявителю вместе с выдачей расписки о получении документов.
Иностранные граждане и лица без гражданства должны будут представить копии документов, которые в соответствии с российским законодательством или международным договором признаны документами, удостоверяющими личность.

В соответствии с разделом II Приложения № 2 к Приказу ФНС РФ от 1 ноября 2004 г. № САЭ-3-09/16@ иностранные граждане заполняют заявление на основании паспорта иностранного гражданина либо иного документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина; лица без гражданства – на основании вида на жительство или разрешения на временное проживание или иного документа, предусмотренного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства.
Предпринимательской деятельностью может заниматься любой человек, достигший возраста 14 лет. В то же время подросток в период с 14 до 18 лет считается несовершеннолетним, в возрасте от 16 до 18 лет обладает ограниченной дееспособностью – в полном объеме она наступит лишь с наступлением совершеннолетия.
Подросток, достигший 16 лет, может быть признан дееспособным по решению суда, по решению органов опеки и попечительства или в случае вступления в брак. При регистрации таких подростков в качестве индивидуального предпринимателя к заявлению необходимо приложить один из ниже перечисленных документов:
– копию свидетельства о браке;
– копию решения суда;
– копию решения органов опеки.
Подростки, достигшие возраста 14 лет, вправе совершать сделки (за исключением отдельных случаев) с письменного согласия своих законных представителей – родителей, усыновителей или попечителей (п. 2 ст. 26 Гражданского кодекса РФ).
Поэтому указанные несовершеннолетние граждане, которые регистрируются в качестве индивидуальных предпринимателей, дополнительно должны представить согласие родителей, усыновителя, попечителя на осуществление этими лицами соответствующей предпринимательской деятельности (подп. «з» п. 1 ст. 22.1 Закона № 129-ФЗ). Согласие должно быть удостоверено нотариально.


Куда и как нужно представлять документы

Подавать документы на государственную регистрацию гражданин должен в налоговую инспекцию по месту своего жительства (п. 3 ст. 8 Закона № 129-ФЗ).
Перечисленные документы гражданин может представить в налоговую инспекцию по месту жительства лично, через представителя или отправить по почте заказным письмом с объявленной ценностью.
Если заявитель представил в налоговую инспекцию необходимые документы лично, то в тот же день налоговики выдают заявителю расписку (Лист Б заявления о регистрации по форме № Р21001) в получении документов с указанием их перечня и даты получения. При этом один экземпляр остается в регистрационном деле индивидуального предпринимателя, второй экземпляр, заверенный подписью должностного лица, выдается (направляется) заявителю.
Если же гражданин отправил документы по почте, то расписка высылается налоговым органом в течение рабочего дня, который следует за днем получения документов, по адресу, указанному заявителем с уведомлением о вручении.
При наличии всех необходимых документов налоговый орган обязан зарегистрировать предпринимателя. Все представленные на государственную регистрацию документы подшиваются в регистрационное дело, которое будет являться частью ЕГРИП.

Срок регистрации

Сроки регистрации составляют пять рабочих дней с момента представления всех необходимых документов (п. 1 ст. 8 Закона № 129-ФЗ). А датой представления документов при госрегистрации является день их получения регистрирующим органом. Таким образом, в течение пяти рабочих дней с момента получения документов налоговые органы должны принять решение о регистрации и сделать соответствующую запись в ЕГРИП. Через день с момента внесения записи в реестр налоговики выдают или направляют по почте Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Оно оформляется по форме № 61001 (приложение № 22 к постановлению Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439). В соответствии с пунктом 3.1 статьи 11 Федерального закона № 129-ФЗ регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, сведения, содержащиеся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в государственные внебюджетные фонды для регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей.

По каким причинам гражданину могут отказать в регистрации

В пункте 1 статьи 23 перечислены все случаи, когда предпринимателю может быть отказано в государственной регистрации. Помимо случая непредставления всех необходимых документов либо представления их в ненадлежащий орган предпринимателю откажут в регистрации еще в трех случаях.
Во-первых, если предприниматель уже зарегистрирован в таком статусе. Это означает, что одновременно у одного предпринимателя не может быть двух свидетельств о регистрации.
Во-вторых, отказ последует, если не истек срок, на который приговор суда запретил гражданину заниматься предпринимательской деятельностью.
И, наконец, в третьих, регистрация не проводится, если не истек год с момента признания предпринимателя банкротом или с момента прекращения его деятельности в принудительном порядке. В решении налогового органа указывается причина отказа в регистрации. Это решение выдается заявителю под расписку или направляется в адрес заявителя по почте заказным письмом с уведомлением не позднее следующего рабочего дня после его вынесения. Обратите внимание: статья 25 Закона РФ № 129-ФЗ дает право налоговым органам обращаться в суд с требованием о прекращении деятельности физического лица в качестве предпринимателя. Такое заявление регистрирующие органы могут подать, если предприниматель допустил грубое или неоднократное нарушение правовых актов, которые регулируют государственную регистрацию. Например, на момент подачи заявления гражданин уже являлся индивидуальным предпринимателем и имел ИНН. Однако заявитель почему-то «забыл» о своей регистрации и не указал в заявлении ИНН. При отказе в государственной регистрации представленные документы не возвращаются, а остаются в регистрирующем органе и образуют регистрационное дело об отказе.

Наши специалисты помогут Вам внести изменения в учредительные документы Вашей фирмы. С ценами на наши услуги Вы можете ознакомиться на странице прайс-листа.

Если у Вас возникли какие-либо вопросы, Вы можете отправить нам письмо с формы на сайте и в кратчайшие сроки Вы получите ответ